Законность коллекторских агентств и принцип работы
Законность коллекторских агентств базируется на ФЗ №230, подписанном Президентом РФ 3 июля 2016 года. Предварительно Госдума РФ приняла законопроект в 3-ем чтении (21 июня 2016 года), что позволило передать документ на подписание Президенту. В ФЗ подробно рассмотрены принципы взаимодействия должников и коллекторов. Цель — защита интересов заемщиков от неправомерных действий агентств. В законе указаны требования к лицам, имеющим право возвращать задолженность, варианты взаимодействия с должниками. Закон состоит из четырех глав и 22 статей.
Общие положения
Наличие действующего ФЗ обеспечивает законность работы коллекторских агентств. Главная задача — соблюдение такими организациями правил деятельности. Базовые положения закона:
- Передача долговых обязательств доступна только одной фирме.
- В случае передачи обязательств заемщик должен быть оповещен об этом любым из доступных методов коммуникации.
- Коллекторам запрещено звонить чаще двух раз в неделю и приходить с периодичностью больше одного раза в семь дней.
- В процессе взаимодействия коллекторам нельзя обманывать должника, причинять ему вред, угрожать физической расправой или повреждением имущества.
- Перед личным общением работник коллекторской фирмы должен представиться — сказать ФИО и должность, передать бумаги, подтверждающие законность деятельности.
- Коллекторам доступны сведения о кредитной истории клиента.
Наличие ФЗ ограничивает возможности фирмы. Но даже таких полномочий достаточно, чтобы ухудшить жизнь человека. Параллельно с рассмотренным ФЗ законность коллекторских агентств также регулируется рядом статей УК РФ (к примеру, о вымогательстве) и ГК РФ.
Читайте также — Как и кому помогли антиколлекторы — обзор
Права заемщиков
Одновременно с ограничениями коллекторских фирм определенные права появились и у заемщиков. К наиболее важным стоит отнести:
- после окончания срока давности коллекторы не имеют права требовать выплату долга;
- наличие угроз влечет за собой ответственность по УК РФ (для коллекторов);
- стягивание имущества для выплаты задолженности исключается (для этого требуется решение суда);
- оплата задолженности осуществляется банковскому учреждению, а не напрямую в руки.
На практике коллекторские фирмы часто нарушают права должников, поэтому те вправе писать жалобы непосредственно в организацию, в банк, в Роспотребнадзор, в полицию или даже прокуратуру.
Как поддерживать законность коллекторских агентств — действия заемщика
Поведение сотрудников коллекторской фирмы напрямую зависит от готовности должника защищать свои права. Отсутствие реакции порождает чувство вседозволенности. В результате коллекторы грубят еще больше и идут на угрозы. Чтобы избежать этого и поддерживать законность работы коллекторов, важно придерживаться таких правил:
- Перед началом общения требуем назвать фамилию, наименование компании и должность.
- Звоним непосредственно в фирму и банк, чтобы убедиться в факте передачи задолженности.
- Требуем для изучения документацию, подтверждающую право стягивать задолженность коллекторам.
- Действуем спокойно в процессе общения с коллекторской фирмой.
- Не информируем о месте трудоустройства, наличии недвижимости или иных вещей.
- Записываем разговор при появлении первых признаков угроз.
- Обращаемся к антиколлекторам. В наиболее трудных случаях только профессионал сможет «утихомирить» нарушителей.
Законность коллекторских агентств закреплена в ФЗ №230. Но это не значит, что такие организации четко придерживаются установленных правил и норм законодательства. Задача должников заключается в знании своих прав и готовности отстаивать их в борьбе.